Карате ката

Слово “ката” обозначает “форма”, внешний вид. Данный иероглиф состоит из трех знаков:
Katachi - “форма”;  
Kai - “резать”;
Tsuchi - “земля” или “почва”.  

Таким образом, дословный перевод слова “ката” - “форма, разрезающая землю”.

Ката - это последовательность блоков, тычков и ударов, выполняемых в одной или более стойках, включая движения вперёд, назад и в стороны. Количество движений и их последовательность очень специфичны. Баланс между наступлением и обороной, используемые стойки, направление и способ передвижения - всё это даёт каждому ката свой собственный, отличительный от других характер.

Путём практики ката изучается традиционная техника, используемая в бою. Также развиваются баланс, координация, дыхание и концентрация. Ката воплощает идею рен ма (ren mа), или “всегда оттачивающий” - при ежедневной практике движения ката становятся более утонченными и безупречными. Внимание к каждой детали, которая необходима для совершенствования ката, развивает самоконтроль.

Путем концентрации, самоотдачи и практики вы можете достигнуть высшего уровня мастерства, при котором ката настолько вкореняется в подсознание, что теряется надобность сознательного внимания. Это и есть то, что мастера Дзэн называют “мушин” (mushin), или “без сознания”. Сознание, рациональное мышление совсем не используется на практике - то, что запоминалось раньше, теперь происходит самопроизвольно. Практика традиционного ката - это также способ для каратэка показать свое уважение к происхождению и истории Киокушин каратэ и боевых искусств в целом.

Ката Киокушинкай находят свои истоки в двух течениях: системы Годзю-Рю Чоюна Мияги (1988-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958), человека, который ввел каратэ в Японию из Окинавы в 1922 году. Гичин Фунакоши по праву считается отцом современного ката и являлся инструктором Маcутацу Оямы с 1938 по 1945 гг.
В карате Кёкусинкай изучаются следующие ката:
Тайкёку 1, 2, 3 — созданы Гитином Фунакоси в 1940-х годах для обучения новичков
Тайкёку 1, 2, 3-ура (те же ката Тайкёку, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину)
Пинан 1, 2, 3, 4, 5 — созданы Анко Итосу путём упрощения более сложных китайских форм
Пинан 1, 2, 3, 4, 5-ура (те же ката Пинан, только основные перемещения выполняются не простым шагом, а с разворотом через спину)
Сантин-но-ката
Янцу
Сайфа (Сайха)
Цуки-но-ката
Тэнсё
Гэкусай-дай
Гэкусай-сё
Сэйентин
Канку-дай
Гарю
Сэйпай
Суси хо